9 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь в селе Кицканы близ Тирасполя.
Его Святейшество сопровождали митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, члены официальной делегации Московского Патриархата, прибывшие с Предстоятелем в Молдавскую Православную Церковь.
Предстоятель Русской Церкви проследовал в Вознесенский храм, где Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан).
Приветствуя священноархимандрита обители митрополита Кишиневского Владимира, отца наместника и братию, Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Я бы хотел сердечно всех вас приветствовать и выразить радость в связи с посещением прославленной Ново-Нямецкой обители. Эта обитель связана с подвигами старца Паисия Величковского, который в конце XVIII века возглавлял Нямецкую лавру. Монахи этой лавры, уходя от преследований, основали здесь, на берегах Днестра, Ново-Нямеций монастырь, который был призван продолжать аскетическую традицию старца Паисия. Эта традиция имела огромное значение не только для молдавского, но и для русского монашества — достаточно напомнить, что именно преподобный Паисий перевел с греческого языка на церковнославянский «Добротолюбие» — книгу, которая лежала в основе духовного воспитания всего нашего православного народа. Это была настольная книга святого преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Паисий заложил основу того духовного делания, которое получило название старчества. Он был основоположником традиции старчества — то есть традиции высокого духовного наставничества, особого духовного попечения как о монахах, так и о мирянах. Мы знаем, как традиция святого Паисия распространилась по вей Церкви Русской. Я приведу только два примера: Оптина пустынь, известная своими старцами и аскетическим деланием, особенно в XIX и в начале XX века, и Серафимо-Дивеевский монастырь — тот самый, который был создан на месте подвигов преподобного Серафима Саровского. Эти обители впитали в себя аскетическую традицию, восходящую к старцу Паисию Величковскому.
Духовное делание, которое проповедовал старец Паисий, не может пресечься в Православной Церкви. Что же нужно делать, чтобы традиция подлинного старчества — не псевдостарчества, не младостарчества, которое иногда проявляется среди молодых монахов, — жила и действовала? Нету другого пути как воспитывать в этой традиции наше монашество, призывать монашество думать не о земном, а о небесном. Мы знаем, как в силу определенных обстоятельств — в первую очередь, связанных со строительством, с реставрацией, с возрождением монастырей, — очень многие монашествующие оказываются вовлечены исключительно в хозяйственную деятельность. В какой-то момент истории, когда восстанавливались порушенные монастыри, это было необходимо. Но сейчас, я надеюсь, мы с вами вошли в тот период нашего духовного развития, когда монастыри должны уделять большее внимание духовной жизни. А для того, чтобы духовная жизнь не была жизнью начетчика, не сужала кругозор человека, не формировала гордыню и чувство превосходства над другими, не превращалась в лжестарчество, нужно соблюсти три условия, которые восходят к святому Паисию: нужно мыслить, читать и молиться.
Святой Паисий был человеком высокообразованным. Он владел языками, он принадлежал к двум культурам — романской и славянской. Кроме того, он владел и греческим языком, а, значит, он принадлежал и к греческому миру. И восприняв многое от этих духовно-культурных источников, он осуществил некий синтез, который им был предложен в виде особой аскетической традиции. Нельзя, ссылаясь на святого Паисия, отказываться от чтения. Нельзя, ссылая на традицию святого Паисия, отказываться от образования. И конечно, нельзя, признавая авторитет святого Паисия, полностью посвящать себя мирским заботам. Молитва, созерцание, покой, внутреннее делание, осмысление прочитанного, ограждение себя от соблазнов мира сего — вот что заповедал нам святой старец Паисий Величковский. Сегодня требуется особое духовное бодрствование. Я хотел бы именно об этом сказать здесь, в святой обители, хранящей и призванной хранить аскетическую традицию святого Паисия Величковского.
Пусть ваша жизнь протекает в молитве, в духовном сосредоточении, в чистоте, в исполнении обетов. Храните себя также и от воздействия политических страстей, которые раздирают человеческое сообщество. Кто как не Церковь должен нести миру послание примирения? Кто как не Церковь, обращаясь к Кресту Христову и созерцая Его страдания, должен преодолевать грех в человеческом обществе, следствием которого являются страдания?
Дай Бог, чтобы традиция святого Паисия здесь, в этой обители, особым образом процветала. Я радуюсь возможности всех вас видеть и передать свое послание: храните мир между собою и с окружающими. Будьте общиной примирения. Храните заветы святого Паисия. Возрастайте духовно. Становитесь очагом духовной жизни, и тогда вокруг вас, по слову святого преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Молитвами святого старца Паисия Величковского, да хранит Господь сию Свято-Вознесенскую Ново-Нямецкую обитель в мире духовном, благополучии, в крепости духа, молитвенной силе и в силе любви!»
В память о пребывании в обители Предстоятель Русской Церкви передал образ преподобного Серафима Саровского.
На месте упокоения епископа Доримедонта (Чекана) Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию.
Затем Предстоятель посетил Успенский храм обители и преподал благословение братии.