Около трех десятков русских икон из собрания бывшего посла США в Москве Лоуренса Штейнгардта выставляются на продажу в Лос-Анджелесе (штат Калифорния), сообщает ИТАР-ТАСС. Согласно каталогу, распространенному аукционным домом Bonhams, большинство икон датируются ХIХ веком, но есть и более старые образы. Всего из икон сформированы 23 лота.
Распродажа готовится вопреки возражениям российских властей. Как рассказали в юридическом отделе посольства России в США, коллекция Штейнгардта, включающая помимо икон различный антиквариат, еще в 2006 году привлекла внимание американских еврейских организаций, разыскивающих имущество жертв Холокоста. Они выяснили, что у 87 коллекционных икон имелись так называемые «пробелы в происхождении». А после того, как в апреле нынешнего года часть собрания была продана с аукциона за $1 млн, делом заинтересовались и российские специалисты.
В результате у дипломатов и юристов возникли серьезные сомнения, в частности, в том, что иконы вывозились из Советского Союза легально. Штейнгардт был послом в СССР в 1939-1942 годах. Между тем, еще в 1938 году Наркоминдел (так тогда называлось советское внешнеполитическое ведомство) предупредил все иностранные миссии об ограничениях на вывоз из страны икон, особенно представляющих культурную ценность. Вывоз образов, написанных ранее 1800 года, был вообще запрещен.
Российская сторона попросила наследников Штейнгардта и организаторов аукциона представить документы на предметы, приобретавшиеся, как те утверждали, в комиссионных магазинах, — чеки, квитанции о покупке, информацию о бывших владельцах, таможенные разрешения на вывоз из СССР и таможенные декларации при ввозе в США и т.п. Последовал отказ — на том основании, что, дескать, «нет причин сомневаться» в законном происхождении икон. Хотя упомянутые выше «пробелы» говорят именно о таких сомнениях. Да и вообще о том, как «неформально» вывозились после революции из России подобные ценности, в США написаны целые книги, например, «Русское искусство и американские деньги. 1900-40 гг.» Роберта Уильямса или «Сокровища на тракторы: распродажа культурного достояния России. 1918-38 гг.» Энн Одом и Уэнди Сэлмонд.
В сложившихся обстоятельствах россияне сделали еще одно предложение: временно снять иконы с торгов и обсудить их будущее с министерством культуры России. С тем пониманием, что у Москвы есть интерес вернуть коллекцию, то есть хотя бы нераспроданную ее часть, и передать иконы Русской Православной Церкви. Кстати, по словам специалистов, занимавшихся этим делом, в условиях воссоздания храмов в России икон не хватает, и сейчас идет даже их реэкспорт из-за границы.
На это организаторы торгов ответили в чисто американском духе: хотите вернуть собственность — выкупайте. С того же аукциона. А госдепартамент США, куда российские дипломаты тоже обращались, сообщил, что данный вопрос — не в его компетенции, даже если речь идет об имуществе бывшего сотрудника. Запрос был якобы передан в специализированное подразделение ФБР по борьбе с нелегальным оборотом культурных ценностей, но там пока отмалчиваются.
О Штейнгардте в рекламном проспекте Bonhams, в частности, сказано, что он «понимал насущную необходимость» икон «для русской души» и любил повторять: «В России мало у кого есть хлеб, но у каждого есть икона».
На просьбу корр. ИТАР-ТАСС прокомментировать позицию аукционного дома в споре вокруг посольской коллекции из корпоративной пресс-службы поступил краткий ответ: Bonhams верен в хорошо документированном происхождении собственности, выставляемой на продажу. А что касается любых конкретных запросов или расследований, Bonhams отказывается в них участвовать».